Shit Happens – игра ВКонтакте
Этим постом я открываю новую рубрику, о которой недавно писал в паблике. Название – «Shit happens», и посвящена она будет фейлам, через которые я прошел за 7 лет предпринимательства в сети.
Цель этих рассказов – поделиться своим опытом, понизить вероятность ваших неудач в будущем и напомнить о рисках, чтобы жизнь сладкой не казалась. А то все думают почему-то, что я всегда работаю исключительно в плюс, и ваще черных полос не бывает. 🙂
Итак…
Давным-давно в одной малоизвестной галактике, а точнее в активно развивающейся молодой соц. сети ВКонтакте, начали появляться первые приложения. Были они очень простыми, только-только появилась злосчастная «Веселая ферма».
Я подумал – блин, какое же говнище делают эти разработчики… То кубики одного цвета собирать, то тетрис, то еще какой-то шлак. Хм, а сделаю ка я настоящую игру! Я же в детстве любил поиграть, в играх разбираюсь! Да и денег я достаточно на партнерках поднял, пора начать серьезный бизнес.
Приложения ВКонтакте – новая тема, разработчиков еще мало, никто не понимает потенциал! Стоит мне только сделать достойную игру, и тонна бабла будет в кармане.
К делу
Что понимает 19-летний парень под «достойной игрой»? Конечно же MMORPG, потому что он вырос четко во времена пика популярности Lineage, WoW и т.п. Каждый мечтает сделать свою игру: большую-большую, успешную-успешную, единственную правильную…
И вот как раз на волне этих мыслей объявился старый товарищ (уже дурно пахнет, да?), с которым мы пересекались по работе и хорошо общались. Он уже давно бредил геймдевом, всегда мечтал создать что-то свое. И у него были такие же амбиции по поводу потенциала приложений ВК.
Мы принялись за проектирование. Быстро стало понятно, что он разбирается в бизнесе игр лучше меня. Потому мы пришли к типичной ситуации – у меня были деньги, у него время и какие-то базовые знания в производстве игр.
После ряда обсуждений было решено делать космическую MMORPG с разными расами, классами, умениями и статами. Плюс ко всему – все бои в игре были полноценными пошаговыми, примерно как в «Герои 3». Более того – все это еще и в 3D! 🙂
По большому счету тогда даже серьезные браузерные игры себе такого позволить не могли. А мы могли, еще и в рамках урезанной платформы ВКонтакте! Мы ведь крутые…
Разработка
За месяц мой партнер подготовил ТЗ на дизайн и разработку. Мы нашли дизайнера и двух программистов. Этого было достаточно, чтобы сделать базовую версию игры за 3 месяца и начать привлекать народ. Ориентировочная стоимость – 10000$, все расходы на мне.
Работа идет…
Что сказать, за 2 месяца работы я увидел пару скетчей персонажей и пару скриншотов каких-то кусков интерфейса. В общем, ничего конкретного. Ни о каких живых объектах, которые можно поклацать, речи не было.
Чтобы долго не тянуть кота за яйца сразу скажу, что мучили мы игру то ли 6, то ли 8 месяцев. Деньги на разработку закончились (хотя разработчики сами по себе были неплохи и с пониманием отнеслись к ситуации, доделывали бесплатно), и игра таки была опубликована ВКонтакте. Она вечно висла, долго грузилась, онлайн режим тормозил, RPG-составляющая глючила и работала некорректно.
Короче, игру можно было доделать, правда пришлось бы вложить еще 10-20к. Ну а мне такое счастье нафиг не уперлось.
Мы даже пытались продать ее, и один раз чуть не вышло. Но сделка сорвалась, покупатель не был готов вкладывать еще одну стоимость игры в то, чтобы она просто корректно заработала. 🙂
В чем была ошибка?
Основная проблема была не в разработке и бюджетах, на самом деле никому ВКонтакте в тот момент не были нужны умные, сложные игры! Все хотели жать на кнопочку «построить коровник» или «послать открытку». Да и сейчас, спустя многие годы, ситуация категорически не изменилась…
Было правильно взять эти 10к и сделать 2-3 мелких игры, как это делали умные разрабы. Ну и надо отметить, что многие из этих девелоперов пришли из браузерных игр с большим опытом и пониманием ситуации, а мой юношеский максимализм посчитал их идиотами, не дав адекватно среагировать.
А самая большая ошибка – это выбор партнера. Вместо того, чтобы найти реального специалиста с практическим опытом в производстве игр, я поверил в инициативного парня, друга, который с детства мечтал делать игры с горящими глазами. Очень круто инвестировать в мотивированных людей, но это доброе дело мне стоило 10 тысяч долларов. Дороговатое хобби. 🙂
Все, что ни делается…
Во время этого проекта я закрутился в тусовке геймдевов, подробно изучил жанры, механику и методы продвижения игр.
В один прекрасный вечер мне написал некий Сергей и сказал, что они с командой пару лет разрабатывают крупный проект и нуждаются в помощи по продвижению. Это была браузерная стратегия, и она действительно оказалась очень достойной.
Я с радостью (и на выгодных условиях доли в проекте) взялся за продвижение. Опыт обещал быть очень интересным и полезным. Надо отметить, что у меня получалось. Игра существует и зарабатывает до сих пор.
В том же году со мной связались владельцы еще двух свежих игр, и им я тоже помог. В одном случае мне даже предлагали переехать в другой город, чтобы более плотно работать с командой проекта. Обещали интересные условия, и все такое.
Вход в СРА-маркетинг
А еще тогда появилась игровая СРА-сеть GameLeads (сейчас Cityads). Именно эта сетка родила новый этап моей жизни – переход из SMS-партнерок в белый партнерский маркетинг. Имея опыт прямого продвижения игр, я знал где и как можно недорого брать реги и быстро начал делать сотни, а иногда и тысячи конверсий в сутки для разных СРА-сетей.
Мой итог
По факту я тупо слил 10000$ на игру, которая даже при успешной разработке не имела ни единого шанса стрельнуть. Но именно этот горький опыт принес мне серьезные навыки в продвижении игр. И в итоге, как вы понимаете, эта потеря неоднократно окупилась.
Правда, окупилась она большим трудом, а не инвестированием. Это надо понимать. Но и опыт я получил колоссальный.
Выводы
Давайте все кратко суммируем:
- уходите от субъективных убеждений и собственного мнения, в бизнесе так нельзя;
- максимально подробно изучайте рынок, на который входите. Общайтесь с представителями ниши. Не думайте, что вокруг идиоты, а вы один такой хороший;
- не делайте бизнес с друзьями, жестко выбирайте управляющих партнеров по профессиональным качествам в первую очередь;
- самое главное – не бросайте полученные знания в случае неудачи. Зачастую они уникальны, вы обязательно найдете им применение!
Очень трудно смириться с тем, что вы потеряли большие деньги. Но главная особенность предпринимателя заключается как раз в том, чтобы осознавать риски и спокойно принимать последствия. Максимально важно научиться получать удовольствие от рабочего процесса.
И предостережение для любителей крайностей напоследок – не вкладывайте последнее, тогда побороть стресс будет критически сложно. Инвестируйте чуть больше того, что готовы потерять. А сколько это – дело индивидуальное.
У меня есть друзья, которые сливают 90% своих денег и не расстраиваются, потому что это дает им смачного пинка под зад и генерит выхлоп в будущем. А кто-то вообще не хочет быть предпринимателем, многим людям комфортно стабильно зарабатывать и богатеть последовательно. Оба варианта достойны применения. 🙂
Вот такая печальная и одновременно позитивная история от Wildo.
Успешных начинаний вам!